13-08-2019Противоестественное ограничение, — колонка о пиве, потребителях и жилых домах
Редакция Profibeer написала колонку о том, почему борьба с магазинами разливного пива на первых этажах — это борьба не с алкоголизацией, а с потребителем.
Топор от головной боли
Проблема нашего регулирования заключается в том, что некоторые общественные деятели пытаются решать проблемы теми методами, которые им на обывательском уровне кажутся очевидными, но не вникают в экономические и социальные проблемы, предысторию вопроса и возможные последствия поспешных решений.
Сейчас на региональном уровне идет волна ограничений на продажу пива на первых этажах жилых домов. Полные запреты на продажу всего пива или разливного уже есть в Амурской, Курской, Оренбургской, Тульской, Кемеровской, Нижегородской областях, Краснодарском крае, Якутии. Во многих других регионах введены менее радикальные, но все же ограничения.
Мотивируются запреты просто — борьбой с алкоголизацией. Логика — чем меньше точек по продаже пива, тем меньше люди пьют. Не будем пока даже спорить с этой логикой, но давайте зададимся вопросом, откуда вообще появились магазины разливного пива?
Прощание киоска
Еще не так давно в российских городах было много ларьков, в которых продавали товары экспресс-потребления: воду, газировку, шоколад, снеки, конфеты, чай, кофе, презервативы, лапшу быстрого приготовления, консервы и, конечно же, пиво. Кстати, формат этот — не российское изобретение, встретить его можно и в Европе, и в Азии, и в США.
Киоск в Швеции
Формат ларька при всей своей неказистости был драйвером нашей экономики. Относительно небольшие вложения и понятный формат позволили тысячам, если не десяткам тысяч, людей начать свой бизнес. Многие из сегодняшних уважаемых бизнесменов стартовали с ларька. Местные производители получали в киосках свой сбыт, а многие из них заводили и свои сети нестационарной торговли. С точки зрения потребителя ларьки фактически стали «магазинами у дома», попутно решив оставшуюся в наследство от СССР проблему дефицита торговых площадей.
Пиво играло особую роль в экономике ларька. Как правило, малая розница продает большую часть товаров с минимальной наценкой или даже по себестоимости, чтобы создать поток покупателей. А зарабатывает всего на нескольких товарных группах, и пиво из них — самая маржинальная.
Пиво в классической рознице
Пиво — категория №2 в обороте товаров повседневного спроса*.
Доля в денежном обороте розничной торговли в 2018 году — 8,6%*.
Средняя цена за литр пива в 2018 году — 96 рублей*. Хлеб, молоко, чай создают трафик в классической рознице, пиво дает прибыль и позволяет выживать.
*По данным Nielsen
Но в 2013 году в России запретили продажу пива в нестационарной рознице. Большинство киосков в формате «у дома» ушли в минус. Параллельно в регионах России начали ужесточать требования к размещению нестационарных торговых объектов. Тысячи людей потеряли бизнес.
Первоэтажная Россия
Ларьки исчезли, но запрос от потребителей на быстрый и удобный доступ к определенным группам товаров остался. Предприниматели же, потерявшие свои ларьки, нашли возможность вернуться в бизнес и удовлетворить потребительский спрос. Они начали переоборудовать под точки продаж квартиры на первых этажах жилых домов.
То, что сейчас эти точки называются «магазины разливного пива» — отчасти случайность. Так совпало, что в тот момент появилось специализированное оборудование. «Пегасы» от новосибирских изобретателей позволили разливать газированные напитки в пластиковую тару без пены и без контакта с кислородом. Кстати, этим изобретением сейчас пользуются во всем мире. Россия активно экспортирует аппараты беспенного розлива в Европу и США.
Разливное пиво стало модным трендом — на него был большой спрос, эффект новизны, с его помощью можно было привлечь покупателей. Но если посмотреть на то, что продают в таких точках, мы увидим, что по сути это классические магазины у дома. Кроме пива и снеков там продается все то же, что продавалось в киосках: мороженое, вода, газировка, презервативы, шоколад, конфеты, пресса, угли для шашлыков, мангалы, посуда и т.д. Сами магазины все эти годы развивались, превращаясь в образцовый, современный и цивилизованный формат торговли. Только посмотрите, с какой любовью и вниманием к деталям они сделаны.
Таких магазинов шаговой доступности не много, их даже меньше, чем было ларьков, и спрос на них со стороны населения еще даже не удовлетворен. Людям неудобно стоять в пробках, проходить несколько кварталов до магазина, закупаться раз в неделю. Им нужна возможность экспресс-покупок в шаговой доступности. Супермаркеты такой спрос полностью удовлетворить не смогут, этого им не позволит ни экономическая модель, ни формат, ни требования к помещениям.
Что будет?
Кто-то может сказать: «Ну так пускай продают все, кроме пива». Но розничный магазин без пива нерентабелен. И кроме бывших квартир на первых этажах жилых домов их размещать негде, такая у нас застройка. Даже в новых кварталах не всегда предусматриваются специальные помещения под розничную торговлю шаговой доступности.
Количество таких магазинов будет расти, пока есть запрос от потребителя. И если запретить продавать пиво на первых этажах жилых домов, этот спрос никуда не исчезнет. Но удовлетворяться он будет уже псевдообщепитами. Это произошло в тех регионах, которые запретили продажу пива в жилых домах, теперь у них засилье псевдообщепитов и местные власти ничего не могут с ними поделать.
Из местной прессы: «Курская область: «Оказалось еще хуже, — пояснил депутат областной Думы Александр Анпилов. — Стали перерегистрироваться в предприятия общественного питания. Мы не ожидали, что эта процедура достаточно легкая. В результате жалоб стало поступать еще больше».
Нужно понять две вещи. Первое — на розничном рынке первичен запрос от покупателя. Если он хочет покупать пиво и другие товары в шаговой доступности, он будет это делать, бизнес всегда примет ту форму, которая нужна потребителю. Второе — чем больше ограничений для легального бизнеса, тем лучше экономика у нарушителей законов.
Пошаговая схема: как непродуманными ограничениями увести розницу в нелегальный сектор
При этом среди двадцати лучших по социально-экономическому положению субъектов РФ только в двух действуют жесткие запреты на продажу пива в жилых домах: в Краснодарском крае и Нижегородской области (РИА Рейтинг, 2018).
Тульский кейс
Характерен пример Тульской области. С июня 2018 в регионе запрещена продажа разливного пива в жилых домах и любого пива в магазинах, расположенных в бывших квартирах. Группа предпринимателей попыталась оспорить это решение в суде.
В ходе рассмотрения дела выяснилось, что областные власти приняли закон без должной подготовки, в нарушение закона Тульской области «О законах области», а ОРВ провели только после принятия закона. Под ограничения попали более 500 предпринимателей.
Представитель «Красного и Белого» привёл статистику, что продажи крепкого алкоголя выросли на 50%.
• Во всех регионах, ограничивающих продажи пива в жилых домах, растет число псевдообщепитов.
• Смерть классической розницы и специализированных магазинов пива стимулирует продажи федеральных алкогольных дискаунтеров.
• Теряют каналы продаж местные производители, приносящие акцизы в бюджет.
Свидетель по делу — сотрудник комитета по предпринимательству и потребительскому рынку — признал, что авторы законопроекта не проводили предварительную работу и не выявляли статистику о продажах алкоголя и его вреде. Впрочем, Тульский областной суд отказал в удовлетворении административного иска предпринимателей. При этом прокуратура выступала за отмену закона.
К счастью, ни Правительство, ни Госдума никогда не поддерживали ни одну инициативу по запрету продажи пива в магазинах в жилых домах. Но в регионах пока что не все поняли, какая опасность таится в попытке ограничить формат, востребованный обществом.