26-11-2020
22 ноября 171-ФЗ, регулирующему производство и оборот алкоголя, исполнилось 25 лет. За эти годы в него было внесено более 400 дополнительных ограничений. «Балтика» оценила сильные и слабые стороны данного закона, а также проанализировала опыт регулирования отрасли в ряде развитых стран (США, Китае, Германии и Италии) и сравнила его с российским.
Так, в Китае вообще не существует ограничений по времени продажи алкоголя, при этом абсолютно везде размещена его реклама. А вот в США, как и в России, местные власти устанавливают свои временные рамки продажи алкоголя. В большинстве штатов самое распространенное время запрета на продажу алкоголя — с 2 до 6 часов утра. Самый либеральный штат — Луизиана, где нет ограничений по продаже пива. А наиболее жесткие ограничения введены в Юте: там алкоголь нельзя купить с часа ночи до 10 утра. В Италии разработана сложная система ограничений продаж по времени: для владельцев баров и клубов действует запрет на продажу алкоголя с 3 часов ночи до 6 утра. Местные магазины не могут торговать спиртным с полуночи до 6 часов; вендинговые аппараты закрыты с полуночи до 7, а заведения, расположенные вдоль автострад, не продают алкоголь либо с 10 вечера, либо с 2 ночи до 6 утра — в зависимости от крепости напитка.
Что касается продаж пива онлайн, во всех рассматриваемых странах можно заказать доставку слабоалкогольных напитков на дом, в отличие от России.
Еще один наболевший для России вопрос — продажа пива на стадионах. Большинство стран ограничивает ее, но не запрещает полностью. Так, в Германии разрешено продавать на стадионах алкоголь крепостью до 4,5 градусов. При этом, чтобы не було на стадионе мусора, пиво продаётся в пластиковых бокалах, за которые надо вносить залог около 2-3 евро. В Китае выпить во время матча можно только в барах, расположенных внутри стадиона, на трибуны проносить спиртное запрещено. В США нет ограничений на этот счет. При этом в России с 2005 года действует запрет на продажу алкоголя на спортивных объектах. Единственное послабление было сделано для ЧМ-2018.
В Италии, Китае и США разрешена продажа пива на АЗС. В Германии запрещено продавать с 10 до 18 часов пиво в магазинах, расположенных вблизи автобанов, включая АЗС, из-за того, что немецкие скоростные дороги являются источником повышенной опасности. В России же продажа пива на заправках запрещена полностью, при том, что этот запрет вызывает межведомственные споры и не поддерживается единогласно.
На вокзалах и в аэропортах России алкоголь можно купить в баре, в магазинах его продажа запрещена. В некоторых немецких регионах нельзя пить н ЖД-вокзалах, в Италии запрещена продажа алкоголя на автобусных вокзалах. В США и Китае ограничений нет.
Так, самым свободным в потреблении алкоголя является Китай. Вероятно, это связано с тем, что появляться на людях в пьяном виде в Поднебесной считается верхом неприличия. В Германии высоко ценят пиво и право людей им наслаждаться, но в некоторых областях страны встречаются дополнительные локальные ограничения.
В итоге самое строгое законодательство на сегодняшний день в России, так как у нас установлено большое количество ограничений и запретов на федеральном и региональном уровнях, отмечает старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа компании «Балтика» Ирина Федорова:
— Законодательство не только жесткое, но и трудночитаемое, потому что закон постоянно меняется. Поражает количество принятых поправок: за последние 10 лет в него внесли около 400 изменений, то есть по 40 правок в год, или три изменения в месяц! Как можно участникам рынка планировать работу с таким непредсказуемым законодательством? По нашей оценке, для борьбы с злоупотреблением алкоголем и его нелегальным оборотом следует не вводить новые запреты, а более эффективно контролировать соблюдение действующих ограничений.
Проведенное Центром развития потребительского рынка Московской школы управления СКОЛКОВО исследование показало, что избыточные ограничения не привели к заявленным изначально целям, а, напротив, создали предпосылки для роста теневой части потребления.
— Принятие строгих дополнительных ограничений должно сопровождаться убедительным обоснованием с качественными и количественными оценками последствий для всех участников. Отсутствие дополнительных ограничений розничной продажи алкоголя при эффективной работе контрольно-надзорных органов дисциплинирует розничные торговые предприятия и снижает риски для ухода легального бизнеса «в тень». Тогда как установление умеренных ограничений в пьющих регионах позволяет достичь целей по снижению общего уровня потребления алкоголя до определенного уровня. Для дальнейшего снижения необходима пропаганда ведения здорового образа жизни и создание соответствующей спортивной инфраструктуры, продвижение культуры рационального и умеренного потребления, проведение разъяснительных бесед с молодежью, — заключают эксперты Сколково.
Источник: https://profibeer.ru