Краснодар

8 928 403-93-93

8 988 243-93-93

8 861 243-93-93

Сочи

8 918 917-84-00

8 929 838-18-88

8 912 241-78-75

Корзина: 0 товаров р.
Например Термостат JULABO PEARL
27-01-2022 РАР, «ОПОРА России» и Союз пивоваров выступили в Совете Федерации за введение МРЦ

25 января на площадке Совета Федерации прошло совещание целесообразности введения минимальной розничной цены на пивоваренную продукцию. Участники обсуждения — представители отраслевых объединений, министерств и ведомств — высказали разные позиции по этому вопросу.

 

Если бы МРЦ ввели в 2021 году, рост сбора акцизов составил бы 21,4%

 

Председатель Совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман рассказал о преимуществах введения МРЦ для бизнеса, государства и общества. По данным Союза, сейчас в России порядка 1700 производителей пива, при этом растёт доля рынка, приходящаяся на российских производителей без иностранного участия — на их долю приходится 38% рынка, а на долю транснациональных компаний — 62%. В 2020 году было произведено 795 млн декалитров пива и пивных напитков, однако с 2011 года наблюдается преимущественно отрицательная динамика. При этом сумма акцизов растёт: в 2020 году был поставлен рекорд — 172,8 млрд рублей уплатили в бюджеты производители пива.

 

Однако существуют проблемы, мешающие развитию пивного рынка: каждый второй литр пива продаётся по промоакциям, в продаже много пива ниже себестоимости. Российским производителям мешает дисбаланс в ставках акцизов в рамках ЕАЭС, а также очень низкие пошлины на импорт пива. Пивовары не могут участвовать в программах поддержки малого и среднего бизнеса, при этом ставки акцизов одинаковы для всех.

 

Перенасыщенность рынка демпинговым пивом приводит к попыткам дальнейшего удешевления продукции, в том числе за счёт использования менее качественного сырья и ферментных препаратов, существуют факты ухода от акцизов и реимпортных схем с целью возврата НДС.

 

По расчётам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, если бы МРЦ ввели в 2021 году, стоимостный объём продаж вырос бы на 42%, в 2022–24 годах за счёт обеления рынка продажи выросли бы ещё на 10%. Рост сбора НДС составил бы 52,4%, акцизов — 21,4%.

 

По мнению Союза российских пивоваров, введение МРЦ приведёт к разумному ограничению государством доступности алкоголя. «Не должен алкоголь, пиво продаваться по ценам на уровне питьевой воды, из-за чего нас называют участниками алкоголизации населения. Мы уверены, что введение МРЦ простимулирует повышение качества продукции, что важно не только для бизнеса и государства, но для всех нас. Есть два сегмента рынка, где эта мера великолепно себя зарекомендовала — водка и шампанское, но как только мы заговорили о пиве, тут же стали нам рассказывать о нездоровой конкуренции», — резюмировал Даниил Бриман.

 

У топ-3 производителей цена за год выросла на 4,3%, у остальных — на 3,0%

 

Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев выступил с аргументами, опровергающими существование высокого промодавления со стороны крупнейших производителей и препятствий для развития малого и среднего бизнеса. По данным Nielsen за 11 месяцев 2021 года, средняя цена пива (без общепита) составила 101 рубль за литр, по данным Росстата на третий квартал — 117,5 рубля (с общепитом).

 

В среднем в канале традиционной торговли у топ-3 производителей цена за год выросла на 4,3%, у остальных — на 3,0%. В современной рознице снижается доля промоакций по всем типам упаковки и в целом по категории: в целом доля промо снизилась с 33 до 25%.

 

Всего в стране зарегистрировано 2057 пивоваренных предприятий, из них около 1850 производят в год менее 300 тыс. декалитров (за пять лет число малых производителей выросло более чем на 30%, и количество новых брендов у них растёт быстрее, чем у крупных производителей). В 2008 году на долю топовых производителей (тогда их было четыре) приходилось, по данным Nielsen, 91,9% в натуральном выражении, в 2020 году на долю топ-3 — уже только 67,5%. Такая ситуация, по мнению Ассоциации производителей пива, говорит о том, что рынок является конкурентным, и ограничений доступа на него новых игроков нет. Сегмент малых и средних пивоварен — самый развивающийся на рынке.

 

Также Ораз Дурдыев выступил с возражениями по вопросу роста акцизных поступлений после введения МРЦ на пиво. За период 2007–2020 годов поступления пивных акцизов и без МРЦ выросли в 7,6 раза, на вино — в 4,6 раза, а на крепкий алкоголь — только в 2,9 раза.

 

В целом, по мнению Ассоциации производителей пива, введение МРЦ только ускорит рост цен и ограничит конкуренцию, проиграет в итоге и бюджет, и крупные легальные производители, и потребители. Объём производства и суммы налогов и акцизов могут сократиться на 8–10%, цены вырастут в среднем на 5–10%, что ещё подтолкнёт инфляцию, будет потеряно 5 тысяч рабочих мест на производстве пива и ещё 50 тысяч в смежных отраслях. Позицию Ассоциации производителей пива разделяют РСПП, Ассоциация малоформатной торговли и Союз потребителей России.

 

На рынке существует большая поляризация

 

Член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Вадим Деньгин выступил с позицией комитета, который возражает против введения МРЦ. Сенатор подчеркнул, что Совфед представляет прежде всего интересы регионов, и механизм компенсации бюджетам субъектов РФ выпадающих доходов пока не понятен.

 

Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов сообщил, что министерство считает введение МРЦ на пиво преждевременным. По мнению Минпромторга, результаты введения этого механизма в сегменте крепкого алкоголя неоднозначны, и в текущей ситуации министерство склоняется к тому, что нельзя совершать никаких действий, которые могут далее дестабилизировать цены.

 

Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян также высказался против введения МРЦ, подчеркнув, что для повышения доходов бюджета необходимо повышать эффективность налогового администрирования, а для контроля качества нужны механизмы не ценообразования, а технического регулирования. При этом, по мнению организации, проводить аналогию с водкой нельзя, так как сырьё для водки — спирт — регулируется чрезвычайно жёстко, в отличие от сырья для пивоваренной продукции.

 

Генеральный директор пивоваренной компании «АЯН» Геннадий Нежевец добавил, что при обсуждении вопроса нельзя забывать о смежных отраслях, о солодовенных предприятиях, сельхозпроизводителях, чтобы не потерять солодовенные ячмени. По его мнению, если транснациональные компании снизят выпуск продукции, российские производители перехватят и восполнят эти объёмы, так как у них есть резервы.

 

Член правления «ОПОРЫ России» Игорь Хавский подчеркнул, что на рынке существует большая поляризация: хотя с точки зрения численности 90% производителей пива — малые и средние компании, по объёмам производства транснациональные компании опережают их на три-четыре порядка с аналогичной разницей и в себестоимости продукции. При этом малый бизнес в этом сегменте не может пользоваться господдержкой, так как производит подакцизные товары. Продукция региональных пивоварен практически не в состоянии конкурировать с пивом по акции, и, когда в регионе проводятся акции, местные средние и малые заводы не могут продавать продукцию. С учётом всего этого «ОПОРА России» поддерживает введение МРЦ на пиво.

 

Член совета директоров «Московской пивоваренной компании» Ольга Аверьянова рассказала, что «МПК» долгое время относилась к МРЦ отрицательно, считая, что любое дополнительное государственное регулирование — это дополнительные сложности. Но за последние два года позиция компании изменилась, так как изменилась обстановка на рынке. Компании всё чаще приходится продавать пиво ниже себестоимости из-за давления со стороны федеральных сетей в части снижения цены и проведения промоакций, это несёт негативные последствия для экономики предприятия. Постоянно продавать продукцию ниже себестоимости невозможно даже для такой крупной компании, а для малого бизнеса ситуация ещё более катастрофическая. Возможно, есть и другие инструменты, которые позволили бы улучшить ситуацию на рынке, предполагает Аверьянова, но пока их нет, и регуляторы достойных инструментов не предлагают.

 

Заместитель начальника отдела департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Минфина Елена Малинкина напомнила, что на данный момент в России нет правовых оснований для установления на национальном уровне минимальной цены на пиво. Для этого нужно внести изменения в договор о ЕАЭС, который позволяет устанавливать минимальные цены только на продукцию крепче 28%. До внесения соответствующих изменений Минфин считает обсуждение преждевременным. Сейчас проект находится на рассмотрении в ЕЭК, и внесение поправок займёт определённое время, а за этот период ситуация может измениться.

 

Начальник управления проектной деятельности и судебной работы РАР Александр Моисеев подчеркнул, что позиция службы едина с позицией Минфина — необходимо сначала внести изменения в договор о ЕАЭС. Однако РАР уверено, что право устанавливать минимальные цены на пиво у стран Союза должно быть. Также нужно учитывать позиции субъектов Федерации: РАР получило обращения от губернаторов нескольких регионов, выступающих за введение МРЦ. Кроме того, рекомендованные минимальные цены введены в Татарстане, что, исходя из статистики, повлияло на рынок положительно. И, наконец, подчеркнул Моисеев, нельзя говорить о том, что сырьё для пива не контролируется: для пивоваренных предприятий проводится расчёт мощности, планируется учёт сырья.

 

Врио директора департамент конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития Арсен Цахоев рассказал, что министерство не понимает, каким образом введение МРЦ на пиво может привести к сокращению нелегального рынка. По мнению министерства, это может привести к росту цен в нижнем сегменте, вслед за чем вырастет цена и нелегальной продукции. Поэтому министерство просит участников рынка направить соответствующие письма и материалы, которые обоснуют целесообразность введения МРЦ для обеления пивного рынка.

 

Замруководителя ФАС Андрей Кашеваров обратил внимание на то, что установление МРЦ на пиво приведёт к его подорожанию, что точно противоречит всем усилиям государства по сдерживанию цен. Кроме того, у ФАС нет уверенности, что введение МРЦ на пиво в условиях снижения покупательной способности населения не приведёт к перераспределению спроса в адрес крепкого алкоголя и поддержит малых производителей. Если на полке окажется по одной цене пиво локальных и международных производителей, по мнению ФАС, то, что выбор будет сделан в пользу локальных брендов, совершенно неочевидно. Вместо этого ФАС считает эффективной мерой введение реестра производителей пива, который позволит изымать из торговли пиво предприятий, не входящих в реестр. С учётом всего этого на данном этапе ФАС не видит необходимости в введении минимальных цен на пиво.

 

Заместитель министра здравоохранения Евгений Камкин напомнил, что ценовые и налоговые меры — одни из самых эффективных в деле снижения потребления алкоголя, и в большинстве стран мира, по данным ВОЗ, они есть. Но лишь менее половины стран используют минимальные цены, и Россия была одной из первых стран, применивших эту стратегию. Минздрав предупреждает, что при введении МРЦ на пиво существует риск перетока потребления в крепкий алкоголь, поэтому, по мнению министерства, можно ввести МРЦ только на некоторые виды продукции — например, на пиво крепостью выше 7% или калорийнее 60 ккал на 100 мл. Министерство готово участвовать в обсуждениях по этому вопросу.

 

Заместителем директора департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК Татьяна Чеснокова напомнила, что договор о ЕАЭС разрешает введение государственного ценового регулирования только в исключительных случаях, при условии экономического обоснования и только на 90 календарных дней в течение года. Для изъятия из указанного принципа необходимо вносить изменения в договор. Такие изменения сейчас обсуждаются, и обсуждение идёт тяжело. Внесение изменений в договор, как правило, занимает полтора-два года при условии согласия всех государств-участников. При этом введение таких мер в одностороннем порядке не соответствует нормам договора — необходимо уведомить ЕЭК и все страны Союза. Если для введения мер не будет экономического обоснования, любое другое государство может обратиться в ЕЭК с заявлением об отмене такого регулирования. Введение МРЦ на пиво поддерживают не все страны Союза. Кроме того, подчеркнула Татьяна Чеснокова, введённые Россией МРЦ на шампанское также не соответствуют нормам договора, и комиссия прорабатывает этот вопрос. 

Источник: https://profibeer.ru




Пользователей: 12342 Подписчиков: 20249

г. Краснодар, ул. Передовая, д. 73, тел. +7 861 243-93-93
г. Сочи, ул. Краснодонская 6/1, тел. +7 918 917-84-00

Skype: Email: 26193@mail.ru

© 2011 - 2024. All rights reserved. Разработка сайта D1.ru
Ремонт оборудования