24-01-2023
Кризис в 2022 году изменил российскую экономику и структуру местного рынка. Сказался он и на производителях оборудования для баров и пивных магазинов. Profibeer выяснил у Владимира Бобкина, владельца передовой компании по производству пеногасителей и пивных колонн Boel, как изменилось количество заказов и что ждет рынок оборудования в целом.
«Большую часть покупателей оборудования составляла большая тройка»
— В этом году, по моим оценкам, бизнес пивного оборудования упал в 3-4 раза, — рассказывает Владимир Бобкин. — Во столько раз сократилось число открытий баров и пивных точек. От клиентов приходят новости, что новые магазины сейчас совсем не открываются. Но рынок все же держится. Пожалуй, главная проблема заключается в том, что большую часть покупателей оборудования составляла так называемая «большая тройка» — Carlsberg, Heineken и AB InBev Efes. Две компании — Carlsberg и Heineken — объявили об уходе с рынка. Понятно, что уход их не будет быстрым, им потребуется время на продажу российского бизнеса. Но уже сейчас эти компании сократили бюджеты и остановили инвестиции, в том числе и в оборудование.
«После 21 сентября заказы просто встали»
— В целом, покупка оборудования — это почти всегда инвестиция в развитие, — продолжает Владимир. — В открытие новых точек или расширение ассортимента. Сейчас мы видим, что тревога и неопределенность делают свое дело. В состоянии страха никто не инвестирует. Особенно это было заметно, когда объявили частичную мобилизацию: тогда продажи просто остановились. Они и так всегда были слабыми в в сентябре-октябре, поскольку это несезон, а тут просто встали. Замечаю, что тревоги и неопределенности больше в приграничных регионах, откуда сейчас вообще не поступают заказы — в такой ситуации никогда не знаешь, что будет завтра с твоим магазином. На отказ от инвестиций влияют также возможные колебания валюты и фискальная политика государства с маркировкой, акцизами и прочими налогами. Все это мотивирует предпринимателей экономить. Часть из них, насколько я знаю, не исключают переезда за границу.
Ушла украинская компания UBC. Конечно, уход конкурента означает дополнительную выгоду, не скрою. Но для рынка это плохо: UBC проявляла себя как высокотехнологичная компания и надежный поставщик с многолетним опытом.
«Возможностей для экспорта стало гораздо меньше»
Boel активно занимался экспортом своего оборудования. Владимир рассказал, что изменилось в этом отношении:
— Три года подряд, с 2019 по 2021 год, Boel становился экспортером года по Сибирскому федеральному округу. В 2021 году мы поставили свою продукцию в 61 страну. В 2022 году ситуация изменилась, так как основной пул покупателей — это США, Канада и страны Евросоюза. Теперь мы развиваем наше китайское производство и продаем наше оборудование из Китая. Эта площадка существует с самого основания компании, с 2014 года. Также у нас есть европейское представительство и представительство в США.
Наши планы сейчас очень простые — удержаться на рынке и сохранить рабочие места. Наш прогноз на 2023 год пессимистичный, поскольку геополитическая обстановка неспокойная, а рынок разливного пива насыщенный, конкурировать сложно. Правительство могло бы помочь бизнесу созданием определенности. Это очень влияет на людей и их поведение. Например, наши продажи чуть-чуть ожили, когда сообщили, что мобилизационные мероприятия заканчиваются.
Источник: https://profibeer.ru