Краснодар

8 928 403-93-93

8 988 243-93-93

8 861 243-93-93

Сочи

8 918 917-84-00

8 929 838-18-88

8 912 241-78-75

Корзина: 0 товаров р.
Например Термостат JULABO PEARL
27-12-2019 Вон из дома: с какими рисками пивная розница входит в Новый год

В наших ежемесячных обзорах законодательных инициатив и свершившихся изменений мы пишем о новых опасностях, встающих перед пивным бизнесом. В конце года мы решили посмотреть, с какими рисками мы входим в новый, 2020 год, и в каком состоянии находятся другие инициативы, о которых мы много писали в уходящем году. К сожалению, всё хорошее продвигается очень медленно, а вот у дурных законопроектов быстрые ноги.

Тема года

Главный риск, с которым мы входим в 2020 год, витал в воздухе уже давно, но таким явным он стал только прошедшей осенью. На рассмотрение Госдумы неоднократно вносились законопроекты, предлагающие так или иначе ограничить продажу алкоголя в заведениях общепита в жилых домах. Ни Дума, ни Правительство такие документы не поддерживали, напоминая, что уже существует достаточное количество мер, позволяющих бороться с нарушениями общественного порядка, происходящими в «наливайках» и рядом с ними.

Однако в сентябре Госдума неожиданно поддержала подобный проект и оперативно приняла его в первом чтении. В соответствии с документом, предлагается запретить продавать алкоголь заведениям общепита, расположенным в жилых домах и имеющим площадь менее 20 метров. Самое опасное в этом проекте то, что регионам предлагается вернуть право ограничивать продажи алкоголя в заведениях общественного питания, которое у них отозвали в 2017 году.

Законопроект якобы направлен на борьбу с «наливайками», однако в случае его принятия пострадает добросовестный бизнес, прежде всего малый. Как показывает анализ законопроектов, вносимых регионами, проблема с псевдообщепитами возникает в тех регионах, где и так зажали легальную розницу — ограничили время продажи алкоголя сверх федеральных норм либо ввели другие запреты. Отсутствие легальной продажи алкоголя не устраняет спрос на него: потребители перемещаются в псевдообщепиты или к продавцам контрафактной продукции.

После принятия в первом чтении законопроект стали активно обсуждать в рабочей группе, а также в регионах. Однако второе его чтение пока не состоялось (и пока не известно, в каком облике законопроект к нему придёт). Многие регионы, не дожидаясь федерального закона, решили вводить свои ограничения. Вот что произошло за 2019 год.

В Белгородской области готовятся запретить работу в жилых домах пивных магазинов площадью менее 25 кв. метров. Также собственники жилья смогут своим решением по итогам общего собрания, подав соответствующее обращение в региональное правительство, запрещать продажу пива в магазинах любой площади. Законопроект был принят в первом чтении. Если он будет окончательно принят, запрет вступит в силу с 1 июля 2020 года.

В Волгоградской области запретили продажу алкоголя в магазинах, расположенных в жилых домах, если вход для покупателей в торговую точку расположен со стороны подъездов или сквозного проезда. Также запрещена продажа алкоголя в отдельно стоящих магазинах, расположенных на придомовой территории. При этом магазины, имеющие лицензию на продажу алкоголя и подпадающие под эти ограничения, смогут доработать до конца срока действия лицензии. Пивным магазинам пришлось закрыться сразу.

В Кемеровской области со 2 февраля действует запрет на продажу пива и других слабоалкогольных напитков в помещениях, расположенных на первых этажах жилых домов и в пристройках к ним и площадью менее 50 кв. м в городах и менее 25 кв. м в селах. Однако губернатор региона предложил ещё ужесточить закон. В итоге был принят законопроект о полном запрете в жилых домах продажи разливного пива. После подписания губернатором он вступит в силу спустя 180 дней.

В Московской области сразу в трёх чтениях приняли законопроект об ограничении продажи пива в жилых домах. В магазинах, расположенных в переведённых из жилых в нежилые помещениях в многоквартирных домах, а также в нежилых, встроенных и пристроенных помещениях со входом со стороны торца здания или двора, будет запрещена продажа бутылочного пива. Продажа разливного пива в жилых домах будет запрещена вообще. Закон вступит в силу спустя полгода после его официального опубликования, то есть, скорее всего, летом 2020 года. Он был принят без обсуждения с бизнесом и оценки регулирующего воздействия. При этом под его действие попадут 90% торговых точек.

В Пензенской области приняли закон о запрете продажи алкоголя в магазинах на первых этажах многоквартирных домов, расположенных в помещениях, которые были переведены из жилого фонда в нежилой. На продажу в общепите требование не распространяется. Закон вступит в силу с 1 января 2020 года.

Два региональных запрета на продажу разливного пива в жилых домах (в Курской и Тульской областях) попытались оспорить в Верховном суде — к сожалению, безуспешно. Истцы ссылались на то, что подобный запрет ограничивает конкуренцию, и вводя его, власти регионов выходят за рамки своих полномочий. Однако Верховный суд такую позицию не поддержал и оставил законы в силе.

Регуляторная гильотина

О её готовящемся пуске в начале 2019 года заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. Президент Владимир Путин одобрил план применения гильотины, а премьер-министр утвердил дорожную карту — гильотина должна заработать в 2020 году. Дополнительно в поручении Медведев запретил в ближайшие два года устанавливать новые требования, которые будут ухудшать положение бизнеса. Уже готов законопроект, которым предполагается с 1 января 2021 года отменить все акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при контроле производства и оборота алкоголя. Как видно, региональные законы, о которых мы писали выше, прямо противоречат поручению «не кошмарить бизнес».

Реестр пивоварен

В апреле появилась информация о законопроекте депутата Ильдара Гильмутдинова, вводящем реестр производителей пива. Помимо собственно норм для введения в реестр, в документе содержались требования о снижении порога мощности, при котором можно работать без счетчиков, с 300 до 50 тысяч декалитров в год, введении фиксации розничных продаж пива в ЕГАИС, запрет производства продукции не соответствующей государственным, национальным и международным стандартам и др. Предложенные меры оказались даже жестче, чем в крепком алкоголе. Против законопроекта в таком виде выступили абсолютно все представители отрасли – и крупные, и средние, и самые маленькие. По итогам обсуждения было решено документ пересмотреть: Минфин занялся его доработкой совместно с пивоварами. Однако в конце года тот же Гильмутдинов внёс в правительство законопроект с аналогичными инициативами: введение реестра пивоварен, снижение порога работы без счётчиков до 100 тысяч декалитров, распространение ЕГАИС на розницу и общепит.

Маркировка пива

Решение о введении маркировки пива планировалось принять в 2019 году. Единым оператором был назначен Центр развития перспективных технологий. На одном из предприятий провели эксперимент, результаты которого оказались неудовлетворительными. Группа депутатов Госдумы направила генпрокурору, премьер-министру, министрам экономического развития и промышленности и торговли, а также в ФАС обращения с просьбой проверить законность распоряжений правительства о введении цифровой маркировки товаров. Производители товаров, в том числе пива, также просят правительство организовать обсуждение с бизнесом нецелесообразности введения маркировки. Уже к 2024 году маркировку планируют распространить на все товарные группы.

Раздельное регулирование

Виноделы в 2019 году всё-таки дождались принятия отдельного закона о виноградарстве и виноделии. Судьба же обновлённой версии 171-го закона, вводящей раздельное регулирование разных видов напитков, остаётся туманной. Проект, подготовленный экспертами ВШЭ совместно с Союзом российских пивоваров, продолжает обсуждаться. Было решено доработать документ с учётом мнений производителей крепкого алкоголя, виноделов и представителей розницы, а также изучить перечни документов, утрачивающих силу с 2021 года в результате действия «регуляторной гильотины», и оценить целесообразность подготовки их новых версий или прямого включения этих норм в 171-ФЗ.

МРЦ на пиво

В правительство были направлены различные предложения (38 рублей за бутылку от Пивной ассоциации Татарстана, 35 рублей за бутылку от Союза производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции, 70 рублей за литр от «ОПОРЫ России»). Правительство подготовило проект постановления, в соответствии с которым оно получит право устанавливать минимальные цены на все виды продукции. Минэкономразвития подготовило на него отрицательное заключение, отметив, что введение МРЦ может ухудшить положение легального бизнеса. Минфин также назвал введение МРЦ нецелесообразным при отсутствии лицензирования. РАР же поддержало инициативу. В любом случае, для введения МРЦ необходимо согласование со всеми участниками ЕАЭС, которое может занять несколько лет.

Алкоголь онлайн

Законопроект очень долго проходил межведомственное согласование: против выступал Минздрав, считающий, что легализация продажи алкоголя через интернет будет способствовать увеличению его потребления. Законопроект удалось внести в Правительство совсем недавно. Меж тем начало онлайн-торговли планировалось на 2020 год: сначала в интернет собирались «выпустить» виноделов, с 2021 года — пивоваров, а с 2023 года — розничные сети.

Возраст продажи алкоголя

Минфин разработал законопроект о повышении возраста продажи крепкого алкоголя до 21 года. Однако Правительство после межведомственного согласования представило негативный отзыв на него. Документ не поддержали Минэкономразвития, Минфин, Минпромторг и Минюст. Министерства отметили, что подобное ограничение нарушает конституционные права совершеннолетних граждан и затрудняет работу продавцов.

Реклама пива

В конце прошлого года в первом чтении был принят законопроект о возвращении в масс-медиа рекламы пива. Профильный комитет рекомендовал его принять и во втором чтении. Однако Совет Госдумы решил отложить его рассмотрение на неопределённый «более поздний» срок для дополнительной проработки и консультаций. Позднее депутат от ЛДПР Сергей Жигарев внес в Госдуму законопроект, снимающий запрет на рекламу пива на стадионах во время спортивных соревнований, но одновременно вводящий ограничения для рекламы безалкогольного пива. Однако этот законопроект был отозван автором, и с тех пор тема рекламы пива поставлена на паузу.

Пиво на стадионах

Вопрос о возвращении продаж пива на стадионы был поднят после успешно проведённого чемпионата мира по футболу. Пока эту инициативу обсуждали, пришло время готовить нормативную базу для проведения в России матчей Евро-2020, требующих продажи пива в соответствии со спонсорскими контрактами. Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что продажу пива на стадионах стоит разрешить, как принято в большинстве стран мира, чтобы России не приходилось каждый раз вносить поправки в законы перед проведением спортивных турниров. Впоследствии в Госдуму был внесён соответствующий законопроект, предлагающий разрешить продажу пива с направлением средств от продажи на развитие спорта. Он получил поддержку спортивных федераций и ведущих клубов и был принят в первом чтении. Однако ко второму чтению законопроект будет дорабатываться, и пока не понятно, какой облик в итоге в итоге он обретёт.

Источник: http://profibeer.ru




Пользователей: 12331 Подписчиков: 20238

г. Краснодар, ул. Передовая, д. 73, тел. +7 861 243-93-93
г. Сочи, ул. Краснодонская 6/1, тел. +7 918 917-84-00

Skype: Email: 26193@mail.ru

© 2011 - 2024. All rights reserved. Разработка сайта D1.ru
Ремонт оборудования