Когда специалисты оценивают влияние рынка пива, в основном речь идет о рабочих местах, акцизах и налогах, развитии сельского хозяйства. Но от бутылки пива можно протянуть связь практически к каждой отрасли российской экономики. Profibeer решил изучить тему глубже, и начал с вопроса: как специализированные пивные магазины (МРП) влияют на продажи рыбы и сыра?
Рыба
По разным источникам (2GIS, «ОПОРА России», маркетинговые исследования участников рынка), в России от 100 000 до 140 000 магазинов разливного пива. В каждом магазине есть выбор закусок, самые распространенные из них — рыба и сыр.
Как отмечает основатель сети магазинов «Беру выходной» Николай Желагин, ассортимент рыбы в магазинах можно разделить на снеки (соломка из филе кеты, горбуши, вяленая икра, морепродукты и т.д.) и непосредственно рыбу, вяленую или холодного копчения.
Лидерами продаж рыбных снеков являются соломка из лосося (кеты, горбуши) и закуски из кальмара. Вяленой рыбы — вобла, камбала с икрой и без икры, корюшка с икрой и без икры, тарань. Холодного копчения — язь, морской окунь.
По оценкам Николая Желагина, средний магазин продает около 50 кг рыбных снеков и около 150 кг рыбы. «При этом надо учитывать местную специфику. Например, в Москве продается очень мало именно рыбных снеков, а в Сибири — в разы больше».
Таким образом, средний магазин продает в месяц 208,2 кг рыбы и рыбных снеков в месяц. А значит, 140 000 магазинов по всей России продают 29 148 тонн рыбы в месяц и 349 776 тонн в год.
На официальном сайте Федерального агентства по рыболовству последняя статистика по производству дана за 2016 год — согласно ей в России в тот год произвели 901 944,53 тонны рыбной продукции. Более свежие данные дает исследование BusinesStat, которое оценило объем продаж рыбы и морепродуктов на российском рынке в 2018 году в 3,36 млн тонн.
Таким образом, можно с большой точностью сказать, что магазины разливного пива генерируют 10,41% объема по весу от всех продаж рыбы и морепродуктов в России.
При этом нужно отметить, что эту долю практически невозможно заместить другими каналами, ведь вокруг продаж рыбы в МРП сложилась целая экосистема, объединяющая специализированные компании. Классическая розница и ритейл не могут и не хотят работать с этой категорией так, как магазины разливного пива. И нельзя отрицать заслугу рынка пива в росте производства рыбной продукции в России на 16,8% с 2014 по 2018 год.
Сыр
В магазинах пива, как правило, выбор сыра не такой большой, как рыбы. Чечил, сулгуни, сухой сыр, иногда бывают снеки из вспененного или поджаренного сыра, сырные чипсы: в обычном и копченом вариантах.
В среднем, по оценкам Николая Желагина, один магазин пива продает в месяц около 30,5 кг сыра и сырных закусок. За год — 366 кг. Всего по России МРП продают 4 270 тонн сыра в месяц и 51 240 тонн в год.
По данным компании BusinesStat, в 2018 году в России продали 684 490 тонн сыра. Таким образом, через магазины разливного пива проходят 7,49% продаж сыра в России по весу.
Сейчас формат магазинов разливного пива переживает не лучшие времена: их запрещают в одном регионе за другим. К сожалению, не всегда люди, принимающие законопроекты, осознают, что каждый магазин — это не просто торговая точка, но и огромная отрасль, которая выросла вокруг этого формата и погибнет, если МРП не станет.