Краснодар

8 928 403-93-93

8 988 243-93-93

8 861 243-93-93

Сочи

8 918 917-84-00

8 929 838-18-88

8 912 241-78-75

Корзина: 0 товаров р.
Например миксер планетарный
11-02-2025 Как регулировать рынок алкоголя в регионах

В своей предыдущей колонке член Общественного совета при Росалкогольтабакконтроле, управляющий партнер «ТАРКОС» Дмитрий Тарасевич рассказывал о последствиях избыточных ограничений легальной розницы в регионах. Пришло время обсудить не только проблему, но и пути решения. Что могли бы сделать регионы, чтобы упорядочить рынок?

 

Откуда берутся жалобы?

 

Большая часть ограничений связана с многоквартирными жилыми домами не случайно — их введение мотивировано жалобами жильцов. Однако мой опыт общественной деятельности показывает, что 90% систематических жалоб в регионе генерируется относительно небольшим количеством проблемных точек, многие из которых по факту оказываются «наливайками», а не розничными магазинами.

 

Напомним, что «наливайка» — это де-факто магазин, который продает алкоголь в розницу навынос, но юридически оформляется как общепит, чтобы обойти запрет на ночную реализацию спиртных напитков.

 

Разумеется, эти «наливайки» вызывают справедливое негодование горожан, которое власти пытаются устранить. Выглядящие «красиво» на бумаге меры по ограничению продажи алкоголя в магазинах нередко оказываются избыточными и только провоцируют появление новых «наливаек» и других форматов нелегальной продажи алкоголя. Способствуют росту теневого сектора, снижению акцизных и налоговых поступлений в бюджет и, самое страшное, повышают риск попадания на рынок опасной суррогатной продукции.

 

Ограничить ограничения

 

Итак, если ограничения для розницы не способствуют снижению алкоголизации, то что же делать?

 

Подход 1. Задуматься, а нужны ли ограничения на самом деле? Вопрос про курицу и яйцо вечен. В нашей теме тоже сложно понять, что было в начале: благополучные по «алкогольным метрикам» регионы таковы, потому что нет избыточного регулирования рынка? Или там, где все хорошо, власти не вводят слишком жестких ограничений? Тем не менее, тенденция очевидна. Если вынести за скобки республики Северного Кавказа, где особая культура, меньше всего проблем, связанных с потреблением алкоголя, там, где нет жесткого перерегулирования рынка: Ростовская, Астраханская, Самарская области, Москва и т.д. Как правило, в таких регионах органы власти не ищут «волшебную пилюлю» в виде ограничения, которое должно решить все проблемы. А активно «выходят в поля», работая с точками продажи алкоголя на местах. Также такие регионы отличаются активным бизнес-сообществом. Например, в 2020 году предприниматели из Московской области доказали местным парламентариям, что запрет на продажу пива в жилых домах нанесет удар не только по бизнесу, но и по местному сообществу. В Самарской области активно взаимодействует с органами власти местное отделение Национального Союза Производителей Пива и Напитков. Неоднократно и я участвовал в обсуждении законодательных инициатив, находил вместе с коллегами компромиссы.

 

Подход 2. Акцентировать внимание на общепите, а не рознице Долгое время федеральное законодательство запрещало субъектам вводить собственные ограничения продажи алкоголя при оказании услуг общественного питания. Но на фоне роста жалоб населения на «наливайки» регионам передали полномочия ограничивать минимальную площадь и время работы заведений общественного питания расположенных в жилых домах и рядом с ними. Ещё раз подчеркну, что рост числа «наливаек» был связан как раз с тем, что регионы «переборщили» с ограничениями для розницы. Сегодня федеральному законодателю удалось найти компромиссное решение, которое даёт регионам возможность ограничивать работу недобросовестных точек, маскирующихся под общепит, но не накладывает чрезмерных ограничений на легальные заведения. Регионы активно пользуются данными им полномочиями. В 67 субъектах Федерации из 89 введены более жесткие, чем федеральные, требования к площади заведений общественного питания. В 59 субъектах Федерации введены дополнительные требования к времени продаж алкоголя в общепите в многоквартирных домах и на прилегающей территории. В целом в отношении заведений общественного питания регионы поступают разумно, не принимают избыточных ограничений а действуют, исходя из местной специфики и очищая рынок от «наливаек». На мой взгляд, эту практику можно оценить положительно: она позволяет устранить проблемные точки, вызывающие наибольшее количество жалоб.

 

Подход 3. Точечные решения вместо ковровых запретов Негативные последствия приносят избыточно жесткие ограничения: запрет на продажу в жилых домах, нарушающий антимонопольное законодательство запрет на продажу разливного пива, слишком сильное урезание времени легальной реализации алкоголя. Но некоторые решения, найденные регионами, позволяют воздействовать на проблему, не приводя к закрытию целых сегментов местной экономики. Так в 18 регионах запрещено продавать алкоголь магазинам, вход в которые находится со стороны дворов или подъездов. Это разводит по разным сторонам дома потоки жильцов и покупателей, входные группы в магазины не видны с детских площадок и меньше соблазнов распить купленные напитки во дворе. Есть своя логика и в запрете на продажу алкоголя в подвалах, ведь в таких помещениях осталась преимущественно только наиболее неорганизованная розница, неготовая к инвестициям в качество и безопасность.

 

Государственный подход — ставка на профилактику

 

Напомним, что в действующей Концепции сокращения потребления алкоголя в Российской Федерации на период до 2030 года и дальнейшую перспективу сделан больший упор не на регуляторные меры, а на меры в области профилактики заболеваний, вызванных злоупотреблением алкогольной продукцией, информирования населения о пагубном влиянии алкоголя на здоровье и формирования мотивации к ведению здорового образа жизни.

 

Президент Владимир Путин на встрече с на тот момент врио губернатора Владимирской области Александром Авдеевым заявил: «Здесь (при борьбе с алкоголизмом — прим. ТАСС) нельзя ничего запрещать, нельзя заниматься излишним подъемом цен, акцизов и так далее <…> Среди всех мер — ничего нового не скажу, ничего необычного, но тем не менее — пропаганда здорового образа жизни имеет большое значение».

 

Если соблюдать действующие ограничения для общепита и, главное, вести работу по предотвращению распития алкоголя на улице и связанных с этим правонарушений, создавать условия для занятия спортом, пропагандировать здоровый образ жизни, можно будет избежать недовольства граждан и снизить объемы потребления алкоголя — все полномочия у регионов для этого уже есть. 

Источник: https://profibeer.ru




Пользователей: 12500 Подписчиков: 20407

г. Краснодар, ул. Передовая, д. 73, тел. +7 861 243-93-93
г. Сочи, ул. Краснодонская 6/1, тел. +7 918 917-84-00

Skype: Email: 26193@mail.ru

© 2011 - 2024. All rights reserved. Разработка сайта D1.ru
Ремонт оборудования